Концепция МКЛ

Понятия и определения

Досуговая программа
– педагогически целенаправленная организация свободного времени детей, подростков, совместно детей и родителей педагогом, позволяющая ребёнку раскрыть себя, отдохнуть, удовлетворить свои интересы познавательно-развлекательного характера. Участие в таких программах может бать как систематическим, регулярным, так и эпизодическим.

Образование дополнительное – образовательные программы и дисциплины, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.

Концепция

Молодёжный космический лагерь представляет собой комплексную образовательно-досуговую программу и может рассматриваться в широком аспекте, подразумевающем вопросы формирования инновационного образовательного и досугового пространства, патриотического воспитания, профессиональной ориентации, целостного и гармоничного развития личности.

Основные цели молодёжного космического лагеря заключаются в гармоничном сочетании отдыха с мероприятиями по патриотическому воспитанию, профессиональной ориентации, популяризации отечественной космонавтики и информированию молодёжи о малоизвестных сторонах российской и мировой истории.

Задачи молодёжного космического лагеря:

-         информирование молодёжи о безусловных достижениях России в авиационно-космической области;

-         мотивация школьников и студентов к самостоятельному творчеству;

-         реализация инновационных образовательных программ и методик;

-         организация активного отдыха молодёжи с внедрением элементов космической медицины, направленной на постоянное поддержание организма человека в здоровом состоянии (так называемая «концепция здоровья»).

Российский молодёжный космический лагерь принципиально отличается от всемирно известных космических лагерей, проводимых NASA (США) и Европейским космическим агентством, использованием уникальной базы Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, предназначенной для подготовки всех российских космонавтов и совместных экипажей.

Изюминкой молодёжного космического лагеря является то, что учащиеся большую часть времени находятся на территории Звёздного Городка, каждый день встречаются с космонавтами и проходят обучение на реальных тренажёрах под руководством действующих инструкторов и преподавателей. Многие занятия проводят лётчики-космонавты.

Образовательная и культурная программы включает в себя лекции, практические занятия на тренажёрах, стендах и с использованием иных технических средств, учебные курсы, экскурсии на аэрокосмические и авиационные предприятия, конкурсы, викторины и многое другое.

Образовательная программа рассчитана как учащихся различных классов, так и на студентов, подразделяется на начальную (просветительскую) и углубленную. Таким образом, развитие интереса к пребыванию в молодёжном космическом лагере направлено на неоднократное посещение. Данное обстоятельство позволяет говорить о целостной системе профессиональной ориентации и прообразе системы непрерывного образования.

В системе подготовки космонавтов используются самые передовые достижения науки и техники, включающие в себя необходимость глубочайшего изучения математики, физики, химии, астрономии, компьютерных технологий, что безусловно, преподнесённое как необходимость подготовки к космическому полёту повысит интерес со стороны детей, позволит выявить таланты и повысить их стимул к творчеству.

Идею, заложенную в основу молодёжного космического лагеря, можно сформулировать следующим образом: «Космос как мировоззрение».

Отсюда формируется структура организации профильных смен и межсменных мероприятий:

  1. Научно-техническая смена. Проводится в период осенних школьных каникул.
  2. Гуманитарная смена. Проводится в период зимних школьных каникул.
  3. Экологическая смена. Проводится в период весенних школьных каникул.
  4. Итоговая годовая смена. Проводится в период летних каникул.
  5. Комплекс межсменных мероприятий. Проводятся в период между сменами молодёжного космического лагеря в выходные дни.

Космос сам по себе является серьёзной мотивацией, поэтому на этой основе можно уйти от ситуации, когда внешняя среда формирует Мировоззрение к формированию среды на основе мировоззрения.

Таким образом, гуманитарная и экологическая смены формируют Мировоззрение, которое, в свою очередь, через научно-техническую смену формируют окружающую среду. Здесь существует и обратная связь, когда изменённая внешняя среда стимулирует дальнейшее изменение Мировоззрения.

В молодёжном космическом лагере реализован принцип: «обучение через развлечение». Это позволит превратить программу не только в центр дополнительного образования, но и в более широкий досуговый центр, в который интересно будет посещать не только детям, но и взрослым.

Молодёжный космический лагерь превращается в полнокровный инновационный межшкольный образовательно-досуговый центр. Можно разработать инновационные образовательные методики и применять их непосредственно в школах. При этом возникает необходимость оснащения школ дорогим современным оборудованием, создание широкой сети подготовки преподавателей, что достаточно дорого и трудоёмко. Данная проблема решается в молодёжном космическом лагере путём использования научно-технической и учебной базы ведущих предприятий авиационно-космической отрасли России.

 Молодёжный космический лагерь является развивающейся системой. В процессе работы предполагается постоянное внедрение новых и развитие существующих досуговых и развлекательных программ с учетом получаемого опыта и пожеланий участников молодёжного космического лагеря.